Крой спинакера                                                        

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

28 мая 2001 г.

 

Кстати по поводу диагонального кроя парусов, конечно это дело очень хлопотное, но по моемУ опыту, он  себя оправдывает:

    Во первых наилучшим образом используются свойства материала, то есть  можно из более простой(дешевой) тряпки сшить парус не худшего качества. Вспомнить хотя бы проблемы с Просторовскими парусами сшитыми из лавсана (обычно бело-красные), так даже новые совершенно не держат формы, на средние и сильные ветра они вообще не годятся - пузо уезжает к задней шкаторине и вернуть его на место практически невозможно, хотя при том же крое дакроновый грот работает великолепно, только мачта слабовата, но это уже на ветры превышающие паспортные данные. Так вот, если кроить тот же грот из лавсана диагональным кроем результат был бы намного лучше.   Во вторых при должной сноровке можно сократить количество отходов материала до минимума, единственное что длинна швов увеличивается и они лежат поперек воздушного потока, поэтому к качеству швов предъявляются более жесткие требования. 

Итак приступаем к проектированию спинакера:

 1. Используя программу  SailCut  задаем основные параметры будущего паруса  и сохраняем в DXF файлы.

 2. Указываем  размеры и,  печатаем каждый сегмент.

 3. Собираем все куски в любой программе понимающей формат DXF  например AutoCAD.

Выкройки в формате DWG

 4. Далее самый сложный и ответственный этап - разметка на материале, хорошо когда есть возможность вывести файл сразу на ткань или на бумажные лекала в натуральную величину, но думаю большинство не имеют такой возможности и им придется, как и мне, размечать с помощью линеек и рулеток, в общем это не так уж и плохо учитывая что основная масса сегментов это треугольники - ошибиться довольно сложно, лишь бы размеры были точны, вот с четырехугольными сегментами сложнее, придется  вымерять дополнительные перпендикуляры, но в целом и это по силам реализовать в домашних условиях. Итак мы вычертили на ткани контур сегмента , учли все швы и кривые, затем вырезаем сегмент и наклеиваем на него бумажную распечатку этого сегмента скотчем, дабы потом не рыться в ворохе нарезанных заготовок в поисках нужной. Перед разметкой и выкройкой необходимо  обрезать края материала, которые обычно имеют более плотную структуру ткани и могут испортить нам будущий парус. Каландрированный капрон (со специальной пропиткой) не сечется по краю на месте среза, поэтому его можно обрезать обычными ножницами, однако если материал сечется, то его обязательно нужно оплавлять в месте среза, поэтому для резки лучше использовать разогретый паяльник с заточенным жалом или что то подобное - например аппарат для выжигания по дереву.

 5. Следующим этапом - будет  склеивание полотнищ между собой, вообще я рекомендую именно склеивать так как это улучшает качество швов и избавляет нас от многих проблем при сшивании сегментов(перетяжки, смещения швов). Помимо всего прочего клеенный шов будет заведомо прочнее так как нагрузка между нитями распределяется более равномерно. Клей должен быть эластичным и желательно прозрачным чтобы не портить внешний вид паруса. Наносится  на небольшой участок шва тонким слоем и сразу же на сырой клей швы соединяются, чтобы тот мог немного впитаться в ткань.  

 6. Сшивание. Сшиваем как и положено зигзагом   при минимальном натяжении нитей, дабы шов не стягивал материал, ширину стежка выбираем исходя из ширины шва и толщины материала (чем тоньше материал тем меньше  ширина стежка иначе ткань будет стягиваться),  длину обычно выбирают максимальной, но все же лучше заранее настроить швейную машину на небольшом кусочке того материала из которого мы шьем парус. Для шитья парусов швейную машину обычно располагают на полу или даже утапливают заподлицо с полом, чтобы легче было оперировать с большим количеством материала.  Сегменты сшивают между собой в несколько основных полотнищ, затем проверяют все основные размеры в серпах и закладках и полотнища сшивают между собой, предварительно склеив их.

 7. Сшитое полотно паруса подгоняем по периметру , и нашиваем по углам усиления - боуты. В общем боуты могут иметь произвольную форму,  это может быть  сегмент круга, но я обычно стараюсь использовать веерную конструкцию из полос парусины, здесь достигается эффект, когда  ткань распределяется основой по направлению действия нагрузок и складывается к самому углу в мощный пакет.

 8. Последний этапом будет обшивание по периметру полоской парусины,  некоторые мастера просто подгибают край паруса, но я обычно именно нашиваю  полосу вырезанную вдоль основы материала, пока явных тому противопоказаний этому, на практике я не увидел, возможно подгибка края паруса актуальна для парусных тканей, более плотных чем те которые использовал я. Затем заделываем в углы люверсы или можно пришить с помощью подходящей стропы  колечко диаметром 20-25 мм, согнутое из нержавеющей проволоки диаметром 3-4 мм и заваренное, чтобы оно не разогнулось подобная конструкция  обычно значительно надежнее чем люверс. Я для своего спинакера согнул из нержавеющей трубочки диаметром 4 мм  три D-образных кольца, их   жесткости должно хватить и я не стал их заваривать.

 

В целом вышеперечисленные приемы актуальны для пошива не только спинакера, но и других типов парусов.